Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на XIII Всероссийской банковской конференции В«Банковская система России 2011: тенденции и приоритеты посткризисного развитияВ

Выступление А.Л.Кудрина:

Добрый день, уважаемые друзья!

Мы подводим итоги работы за год. Стараюсь присутствовать на мероприятиях двух общероссийских ассоциаций банков и получать замечания от обеих.

Сегодня особенными являются тревожные события в Японии. Они пока разворачиваются по пессимистическому сценарию. Уровень опасности радиационной на одну ступеньку отличается от чернобыльского сценария, идет массовая эвакуация. Ситуация на атомных станциях пока в полной мере не контролируется – это трагедия как для японского народа, так и для всего мира. Мы выражаем соболезнования всем, у кого погибли близкие и друзья в результате землетрясения и крупнейшего цунами. Это повлияет на экономику и на финансовые рынки. Но в первую очередь мы должны думать о людях, поэтому Россия предоставит необходимую помощь – техническую и, если необходимо, экономическую. Первые отряды МЧС уже отправились в Японию, будем всем миром помогать в этой тяжёлой ситуации.

Много вопросов сейчас о влиянии этих событий на мировую экономику. Можно сделать предварительные оценки, сравнить это землетрясение с влиянием, оказанным на мировую экономику землетрясением 1995 года в Японии. Та экономическая зона, которая попала в зону землетрясения, составляет примерно 6–7% ВВП Японии. Это будет влиять на понижение темпов роста всей Японии на 2–3%. Скажется это и в мире, потому что Япония имеет значительную долю в глобальной экономике. Но говорить о том, что в мировой экономике произойдут какие-то системные катастрофы или вещи, сопоставимые с предыдущим кризисом, сейчас, конечно, нельзя. Такого рода коррекции рынка, связанные с кризисом все-таки выправляются в течение года. Мы видели, как индекс нефти падал два дня очень серьёзно, сегодня он вырос на 6% в результате действий регулятора.

У Японии серьёзная экономика, достаточно гибкая и мощная валютная система. Страна может выставить на рынок для поддержки своей экономики и 200, и 300 млрд долларов. Это поможет восстановить японскую экономику. Другое дело, что часть ресурсов Япония уже не сможет инвестировать в соседние государства, где они являются одним из локомотивов роста. Речь идет о странах юго-восточной Азии. Где-то замедлится приток инвестиций, могут быть пессимистические ожидания потребителей. Да, эти события окажут влияние на мировую экономику.

С учётом того, что японская экономика может заместить ядерное топливо газом, цены на него возросли. Капитализация Газпрома возросла в эти дни, понятно. На нефтяных рынках мы будем, скорее всего, име
37b3
ть или волатильность, или даже повышение цен. Но надо понимать, что цена на нефть не может расти бесконечно. Она тут же начнет ограничивать темпы экономического роста. Когда она уходит за 100–110 долларов за баррель, то это существенно повышает издержки в мировой экономике, происходит автоматическое снижение спроса. Рост нефтяных цен до 150–200 долларов может быть спекулятивным и краткосрочным. Для среднесрочной и более долгосрочной перспективы сейчас говорить о существенном росте цен невозможно. Некоторые специалисты говорят, что цена будет снижаться в течение 2–3 лет существенно ниже нынешних порогов, ниже 100 долларов.

Учитывая инфляцию в США и курс доллара, она может находиться где-то около 90 долларов, даже до 100 долларов доходить в ближайшие годы в среднем. Но, повторяю, с учетом сопоставимых цен это в нынешних ценах будет меньше чем 100 долларов. Мы эти риски должны оценивать. Российский финансовый сектор должен оценивать работу с рисками, особенно в период еще не полностью стабилизировавшегося мирового рынка.

Об итогах кризиса. Мы увидели рост плохих активов. Качество структуры активов банков оказалось очень низким. Очень много всяких рисков, очень много кредитов, выданных по явно некачественным процедурам оценки рисков. И это не было выявлено предварительно, в том числе в результате банковского надзора. Это стало ясно только в период кризиса. Могу это сказать и про крупные, и про средние, и про мелкие банки. Все работали неудовлетворительно («Межпромбанк» – известная история, были и другие). Некоторые еще выходят из кризиса, многим нужно улучшать качество своего кредитного портфеля. Его качество связано с недостаточно жесткими критериями контроля из-за низкой квалификации работников, неумением работать со многими рисками на рынке. Таким образом, важнейшим фактором улучшения качества финансовой системы России является повышение квалификации банковского персонала, улучшение и усиление банковского надзора.

Хочу акцентировать внимание на важной роли банковского сектора в проведении модернизации. Дело в том, что известные истины, доказанные опытом развития мировой экономики, не всегда очевидны в России. Основой модернизации любой экономики является качественный отбор проектов и стабильность финансовой системы, способной обеспечить долгосрочный кредит под низкую ставку, но только под проект, который учитывает все риски, всю конкретную производственную программу кредитуемого бизнеса. На этом этапе отбора стоят именно банки, именно они – ключевое звено института отбора лучших, самых качественных проектов. Они обязаны отвечать за качество этого проекта. Не уверен – не кредитуй! Они отвечают за залоги и возврат средств. Только этот механизм создает правильный спрос на деньги в экономике. Этот спрос должен удовлетворяться за счёт грамотного использования сбережений граждан, положенных в банки, а также поддержки Центрально банка. Для этого не нужны нефтяные деньги. И так работают все страны и все Центробанки: качество отбора проектов, качество работы финансовой системы позволяет модернизировать экономику. Если мы будем снижать эти требования, то будем наращивать неэффективные проекты, увеличивать невозврат кредитов, не будет обеспечена доходность в будущем. Так что качество работы финансовой системы и обеспечение правительством макроэкономических показателей являются одними из ключевых элементов любой модернизации.

Но есть и другое мнение: нужно, мол, взять нефтяные деньги и начать заказывать какие-то работы и проекты, начиная от строительства фармацевтических, автомобильных, авиационных или судостроительных заводов. Вот просто есть деньги и их нужно потратить на модернизацию. Отбирают тогда уже не банки, отбирают чиновники, которые по-своему понимают частно-государственное партнёрство. И когда такие средства приходят на рынок, тогда у всех наступает эйфория. У общества спрос есть – все хорошо. Можно удовлетвориться теми товарами и продуктами, которые есть на рынке. Не нужно бороться, спрос расширяется достаточно быстро не в результате борьбы за этот участок рынка, а в результате экстенсивного расширения. Это существенно снижает роль банковского сектора по отбору качественных проектов, замещает его вот таким квазирыночным отбором государственных институтов.

Некачественная работа институтов или неумелое использование нефтяных средств может привести к снижению темпов роста и снижению эффективности экономики, не дать провести модернизацию. Кроме того, накладываются макроэкономические риски, связанные с использованием нефтяных денег. Имеется в виду опять же, повышение инфляции, избыточное предложение и чрезмерное укрепление национальной валюты. Все это увеличивает волатильность макроэкономических показателей и опять не позволяет работать с качественными проектами.

Эта коллизия существовала, существует и еще не преодолена, поэтому мы обсуждаем пути реформ или ту модель, которую будем создавать после кризиса. Когда мы говорили о создании международного финансового центра, то имели в виду, что именно эти институты являются ключевыми для модернизации. Международные финансовые институты – они не для западных инвесторов, а для того, чтобы инвестировали в Россию. Инвестировали в современной финансовой инфраструктуре, чтобы операции были абсолютно такими же надёжными, защищёнными и застрахованными, как и в развитых государствах, – вот это главная цель. Тогда здесь захотят работать и инвестировать мировые финансовые институты. Они захотят работать из Москвы с другими регионами СНГ, возможно с Восточной и Центральной Европой. Надо им создать благоприятную среду – как законодательную, так и в целом бытовую. Без этого мы российскую экономику быстро модернизировать не сможем.

Повышение уровня конкуренции, прозрачности и рыночной дисциплины в банковском секторе, расширение использования современных информационных технологий, составляющих основу модернизации банковской деятельности, консолидация российского банковского сектора, построение эффективной системы банковского регулирования и банковского надзора, повышение роли банков в экономике страны и качества предоставляемых ими услуг – всё это ключевые моменты стратегии, о которой мы будем говорить завтра на заседании президиума Правительства, Мы ее будем принимать.

Перед этим я встретился с ассоциациями банков, с экспертами. Мы обсудили стратегию у Председателя Правительства и в ходе обсуждений учли целый ряд замечаний, которые были высказаны. Среди таких замечаний –конкретизация целей и задач Правительства. Мы ещё раз подчеркнули в стратегии, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития банковского сектора. Характер предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и прозрачность кредитных организаций. Мы отметили необходимость формирования системы раннего предупреждения кризисных ситуаций в банковском секторе, их купирования на ранних стадиях. Банк России продолжит работу по использованию дифференцированного режима банковского надзора за кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, степени прозрачности, сложности бизнеса и соблюдения регулятивных норм. Учтены вопросы противодействия легализации преступных доходов, в том числе предоставление кредитной организации права отказа клиентам в открытии банковского счёта.

Планируется завершение перехода кредитных организаций на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Сейчас банки отчитываются по системе, которая приближена к МСФО. Примерно 40% из 400 ведущих компаний России уже отчитываются по МСФО. В первой сотне таких компаний 65. Тем не менее, это не обязательное пока правило, оно не введено ещё официально на территории Российской Федерации. Принят закон о консолидированной отчетности, который устанавливает порядок введения на территории России национального варианта МСФО. Если успеем, то первым годом, с которого начнется обязательная отчётность у всех консолидированных групп, будет 2012-й. И уже не 65 компаний, а все публичные компании и все консолидированные группы будут отчитываться по этой схеме. И все банки без изъятий будут подпадать под эти правила. Также хочу отметить, что мы провели большую работу по переводу всей отчётности банков на электронные носители. Нам жаловались, что до сих пор возят бумажные носители, они там вагонами где-то складываются.

Затрагивались вопросы минимального капитала банков. Мы определили, что для всех банков с 1 января 2015 года минимальный уставный капитал должен составлять не менее 300 млн рублей. Это оптимальная цифра. Она в целом соответствует темпам капитализации банковского сектора. Мы не думаем, что это что-то невозможное. Мы считаем это вполне разумным для России на данный момент. Это соответствует эволюционному развитию капитализации банковского сектора.

Завершу тем, что скажу, что как Правительству, так и надзорным органам удобно работать с двумя национальными банковскими ассоциациями – Ассоциацией региональных банков России и Ассоциацией российских банков. Не мы являемся авторами идеи их объединения. С другой стороны, вижу свои положительные стороны и в объединении ассоциаций. Вы сами в прямом общении должны решить этот вопрос. Наверное, нам было бы удобнее работать с одной структурой. Но для нас это не является критичным. Мы будем работать с двумя или тремя ассоциациями при условии, что это будут авторитетные структуры. Правительство стимулирует создание саморегулируемых организаций. Мы заинтересованы, чтобы это были солидные, устойчивые, представительные структуры. В принципе, нас устраивают две ассоциации сейчас. Но это, повторяю, вопрос самих банкиров, того, как они договорятся между собой по взаимодействию с Правительством в выработке ключевых решений.

.